06.04.2021

§18. Как ответить на требование налогового органа по отчётности за год

Программное обеспечение налоговых органов обрабатывает данные о налогоплательщиках, получаемые из предоставляемой налоговой отчетности и иных источников, и результаты такой обработки могут стать основанием для получения организацией-налогоплательщиком требования о предоставлении пояснений. Это может случиться и при отсутствии налогового нарушения. Достаточно того, что какой-нибудь показатель деятельности организации не будет соответствовать среднестатистическому. В этом случае организации не требуется предоставлять первичные документы, достаточно дать общие обоснованные пояснения.
В помощь налогоплательщикам привожу варианты ответов на некоторые стандартные темы из требований налоговых органов.
Вопрос/тема: «Коэффициент начисленных налогов за год ниже отраслевого коэффициента по РФ».
Пояснения: Отраслевой коэффициент налоговой нагрузки по РФ рассчитывается как отношение общей по всей России суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к общему обороту организаций по данным Росстата. Данный коэффициент НЕ является экономически либо законодательно обоснованным критерием того, сколько налогов должна заплатить конкретная организация в бюджет за тот или иной налоговый период.
В частности, коэффициент налоговой нагрузки по РФ не учитывает регион деятельности налогоплательщика. Вместе с тем регион деятельности может оказывать влияние на налоговую нагрузку.
Далее можно привести показатели совокупной налоговой нагрузки: среднеотраслевой налоговой нагрузки по региону деятельности и фактической налоговой нагрузки применительно к организации. Это следует сделать, если фактическая налоговая нагрузка не ниже среднеотраслевой по региону. С учетом региона деятельности организации её налоговая нагрузка вполне может оказаться выше отраслевого коэффициента.
Вопрос/тема: «Расходы максимально приближены к доходам».
Пояснения: Существенная сумма расходов обусловлена тем, что организация в указанный период находилась в стадии активного развития, что требовало существенных финансовых вложений, а также спецификой деятельности организации.
Далее тему можно развивать с учетом особенностей налогоплательщика.
Например, если это производитель натуральных продуктов питания, то возможен такой вариант:
ООО «N» является производителем продукции из натуральных полезных ингредиентов. Общество не использует ингредиенты, широко применяемые в пищевой промышленности с целью удешевления продукции. Например, рафинированный сахар, соевый лецитин, пальмовое масло, искусственные ароматизаторы. Вместо дешёвого рафинированного сахара используетcя дорогостоящий кокосовый нектар; вместо ароматизатора «Ваниль» - натуральная бурбонская ваниль и т.д. Цель повышения качества и пользы предлагаемой потребителям продукции у общества превалирует над целью повышения прибыли.

Вопрос/тема: «Сумма льготных операций составляет более 70% совокупного оборота в декларации по налогу на прибыль – в случае льгот по налогу на прибыль; оборота по НДС – в случае льготы по НДС».
Зачастую программное обеспечение налоговых органов в качестве льготы определяет расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС. Но это не льготы. Поэтому пояснения могут быть следующими.
Пояснения: Согласно п.1 ст.56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения (п.п. 1, 2 ст. 17 НК РФ). Поэтому налог считается законно установленным, даже если льготы по нему ни для кого из плательщиков не определены. При установлении льготы должны быть определены основания её использования (п. 2 ст. 17 НК РФ).
С учетом законодательного определения льгот общество не осуществляло операций по налогу на прибыль и НДС, с которыми связаны налоговые льготы.

Вопрос/тема: «Таможенная стоимость при ввозе или вывозе отличается от фактурной стоимости».
Пояснения: Термин «таможенная стоимость» не является налоговым, а используется с области таможенного администрирования. Понятие таможенной стоимости, порядок её определения регламентировался в проверяемый период нормами Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
Термин «фактурная стоимость» не имеет определения в рамках налогового или таможенного законодательства. Под фактурной стоимостью мы будем понимать стоимость, указанную в инвойсе, иных товаросопроводительных документах.
Согласно статье 323 ТК РФ, главе 5 ТК ЕАЭС для определения таможенной стоимости как импортируемых, так и экспортируемых товаров определены 6 методов:
по цене сделки. В этом случае таможенная стоимость определяется как «фактурная стоимость», дополненная расходами, понесенными в процессе приобретения товара и доставки его до границы ЕАЭС;
по цене сделки с идентичными товарами. Согласно второму методу, таможенная стоимость ввозимых товаров рассчитывается на основании таможенной стоимости идентичных товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза или вывезенных за ее пределы в период времени не более 90 дней.
«Фактурная стоимость» по сделке декларанта и иностранного покупателя/продавца не принимается во внимание;
по цене сделки с однородными товарами. Метод по цене сделки с однородными товарами не отличается по процедуре применения от предыдущего метода. Единственным отличием является то, что для расчета применяются данные об однородных, а не идентичных товарах;
метод вычитания. По четвертому методу таможенная стоимость определяется путем вычисления разницы между ценой реализации товара на территории ЕАЭС и всеми затратами, понесенными участником ВЭД после фактического ввоза и подачи таможенной декларации.
«Фактурная стоимость» по сделке декларанта и иностранного продавца значения не имеет;
метод сложения. Определение таможенной стоимости по пятому методу происходит путем сложения всех затрат, понесенных на производство, доставку продукции до границы.
«Фактурная стоимость» значения не имеет;
резервный метод. Расчет таможенной стоимости по шестому методу выполняется путем использования процедуры вычислений одного из предшествующих методов с учетом возможности применения ряда упрощений. Например, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров за основу может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары.
На основании вышеизложенного методы определения таможенной стоимости, установленные таможенным законодательством в проверяемый период, предопределяли её отличие от «фактурной стоимости».