11.08.2017

§16. Критерии отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок

Федеральная налоговая служба в Приказе от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" раскрывает обстоятельства, на которые ориентируются налоговые инспекции при планировании выездных проверок.

Согласно названному приказу следующие факторы оказывают влияние на принятие решения об углубленном налоговом контроле в отношении налогоплательщика

1) уменьшение сумм исчисленных налогоплательщиком налоговых платежей по сравнению с предыдущими периодами; 

2) налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). 

Налоговая нагрузка - соотношение суммы исчисленных налогов по данным налоговой отчетности и оборота (выручки).

При анализе данного фактора сравниваются среднестатистический уровень налоговой нагрузки по зарегистрированному виду основной деятельности и фактический уровень налоговой нагрузки налогоплательщика. Анализируется календарный год. Среднестатистический уровень налоговой нагрузки определяется по Приложению №3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@. Один из самых низких уровней налоговой нагрузки за 2014-2016 годы наблюдается у вида деятельности "оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами": 2014 г. — 2,4%, 2015 — 2,4%, 2016 г. — 2,6%; 

3) отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период: доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев. За 12 месяцев доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога должна составлять менее 89%, чтобы у налоговых органов не возникли предпосылки к подробному анализу состава и обоснованности налоговых вычетов;

4) отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более. 

Расчет рентабельности продаж и активов по данным статистики в разрезе каждого года по основным видам экономической деятельности приведен в приложении №4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@;

5) наличие взаимоотношений с недобросовестными контрагентами, то есть с контрагентами, которые нарушают налоговое законодательство.

Налоговый риск отношений с ними возможно минимизировать путём проверок контрагентов.

Если налогоплательщик отвечает критериям №№1-4, то у него, прежде всего, будут запрошены пояснения о причинах низкой налоговой нагрузки или низкой рентабельности проданной продукции и т.д. При наличии у налогоплательщика полного всестороннего убедительного экономического обоснования соответствующих причин он с большой степенью вероятности не будет включен в план проверок. 

Наличие крупных сделок с проблемными контрагентами по приобретению товаров (работ, услуг), влекущих принятие НДС к вычету, (критерий №5) создают высокие риски включения организации или индивидуального предпринимателя в план выездных проверок.