12.08.2017

§17. Отбор безопасных контрагентов

Наличие отношений с недобросовестными контрагентами создаёт налоговые риски, являясь одним из критериев отбора налогоплательщиков для включения в план выездных проверок.

При выборе контрагентов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей) для уменьшения рисков заключения договоров с недобросовестными организациями необходимо руководствоваться следующими критериями:

1) период деятельности организации.
Если по данным Единого государственного реестра юридических лиц организация создана незадолго до начала отношений с ней, то это повышает риск неблагоприятных последствий как в гражданско-правовой, так и в налоговой сфере. Рекомендуются отношения с контрагентами, которые функционируют более двух лет;

2) наличие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей.
Риск отношений с недобросовестными контрагентами существенно снижается в случае, если будут проводиться осмотры производственных площадей потенциальных контрагентов, которые позволят удостовериться, что производственная деятельность фактически ведётся. В целях снижения налоговых рисков факты таких осмотров рекомендуется фиксировать протоколами и фотосъёмкой;

3) отсутствие "миграции" между налоговыми органами является одним из факторов, снижающих риск отношений с недобросовестным контрагентом. 
Если организация (потенциальный контрагент) более двух раз меняла местонахождение и контролирующий налоговый орган, то рекомендуется запросить письменные объяснения по поводу причин смены адреса, удостоверившись в том, что это не было связано с уклонением от уплаты налоговых платежей;

4) наличие доступных источников информации о деятельности контрагента.
О добросовестности потенциального контрагента свидетельствует прозрачность его деятельности:
  • информативный и систематически обновляемый сайт организации в Интернете, отражающий её финансово-хозяйственную деятельность;
  • готовность потенциального контрагента предоставить информацию о лицах, ранее работавших с ним, а также рекомендации от некоторых из них;
  • готовность контрагента раскрыть информацию своей бухгалтерской и налоговой отчетности за последние отчетные периоды, предоставить свидетельства о регистрации лица, постановке на налоговый учет, о внесении изменений в ЕГРЮЛ и др.;
  • предоставление документального подтверждения полномочий руководителя и представителей компании-контрагента, копий документов, удостоверяющих их личность;
  • возможность личных очных контактов с руководством (уполномоченными должностными лицами) компании-поставщика (исполнителя, подрядчика) при обсуждении условий предстоящей работы, а также при подписании договоров. В целях снижения налоговых рисков ход встречи рекомендуется фиксировать протоколами.
Вышеприведённые критерии применимы и к контрагентам-индивидуальным предпринимателям.

Повышают риски квалификации контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделок, совершенных с таким контрагентом, как сомнительных, одновременное присутствие следующих обстоятельств:
  • контрагент выступает в роли посредника (он не самостоятельно производит товар, оказывает услугу, выполняет работу, а привлекает для этого иных лиц по гражданско-правовым договорам);
  • наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафные санкции, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
  • отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.), а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
  • отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
  • выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
  • существенная доля расходов по сделке с проблемными контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.
Чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

Форма отбора потенциальных контрагентов при крупных сделках, по результатам которых планируются существенные вычеты по НДС и налоговый учет затрат, рекомендуется следующая:

- заполнение таблицы по потенциальным контрагентам, содержание которой позволит оценить их по вышеназванным критериям;

- выбор наиболее надёжного контрагента по итогам анализа полученной информации.

Таблица проверки потенциального контрагента:

Проверка подрядчика/поставщика/исполнителя услуг
Дата проверки: Исполнитель: А.Б. Иванов (например)
Наименование проверяемого контрагента Общество с ограниченной ответственностью «...»
ИНН
Дата создания организации
Адрес регистрации по ЕГРЮЛ
Адрес офиса фактический/ почтовый; адреса складов, производственных площадок и др.
Информация об адресах (в т.ч. является ли адресом массовой регистрации (по данным сайта ФНС); изменялся ли адрес с момента государственной регистрации юридического лица; что находится по адресу согласно Яндекс, Google-картам, результатам осмотра и др.
Вэб-сайт
Владелец домена / дата регистрации

Банк / Вэб-сайт

Аффилированные лица (указывается связь: по руководителям, учредителям, по доле участия). Возможные источники информации: https://zachestnyibiznes.ru/ (бесплатный ресурс), Сбис, КонтрФокус (платные ресурсы)
Учредители
Информация об учредителях (в т.ч. дата рождения, место жительства, ИНН, сведения о судебных делах, долгам по налогам, исполнит.производствах)
Руководитель
Информация о руководителе (в т.ч. о судебных делах, долгам по налогам, исполнит.производствах)
Ликвидация / реорганизация / уменьшение УК /исключение из ЕГРЮЛ (Сведения о публикациях в "Вестнике государственной регистрации")
Сведения о включении организации в реестр недобросовестных поставщиков на сайте госзакупок
Информация о судах 
Информация о судах аффилированных лиц
Рекомендации Рекомендация №1 (устная), наименование организации или ИП-рекомендателя, Ф.И.О. представителя, давшего рекомендацию, его должность, контактный телефон, содержание полученной от него информации.
Рекомендация №2 (письменная), наименование организации или ИП-рекомендателя, реквизиты письма (№, дата), Ф.И.О. представителя, давшего рекомендацию, его должность, контактный телефон, краткое содержание письменной рекомендации.
Рекомендация №3. …
Прочая информация (источник информации о контрагенте, анализ налоговой и бухгалтерской отчетности контрагента и др.) Наример, «Информация об ООО получена на сайте в Интернете www. … Уставной капитал не является минимальным — 100.000 рублей. Негативных отзывов об ООО в Интернете не найдено. Руководитель и учредитель ООО на сайте «Росправосудие» не упоминается. Анализ бухгалтерской и налоговой отчетности показал следующее:...»
Информация об имеющихся в отношении организации документах Устав, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельства о внесении изменений в ЕГРЮЛ, паспорт учредителя/директора, решение о создании ООО, приказы о назначении директора и бухгалтера, доверенность на представителя, паспорт представителя, протоколы осмотра офиса и производственных помещений ООО (даты), протоколы переговоров с руководителем ООО (даты).
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА Существенных рисков при заключении договора не усматривается/Имеются риски при заключении договоров, связанные с …






ООО «АБВ», А.Б. Иванов ______________________________


Копии документов, полученные в результате проверки контрагента, следует хранить в течение трёх лет после завершения последнего налогового периода, в котором имелись отношения с ним (с учетом временной глубины выездной налоговой проверки).

С 2018 года Федеральная налоговая служба планирует разместить на своем сайте открытые сведения о налогоплательщиках, которые могут быть использованы при проверке контрагентов. Появится информация о налоговых правонарушениях; данные об уплаченных страховых взносах, о недоимке по налогам и задолженности по пеням и штрафам; сведения о среднесписочной численности работников, доходах и расходах по бухгалтерской отчетности.